Явное и скрытое перекрестное субсидирование в теплоэнергетике региона. Лысенковщина в теплоэнергетике 

Главная 

Обращение к коллегам

 

Явное и скрытое  перекрестное субсидирование

в теплоэнергетике региона.

 

«Лысенковщина в энергетике»

Тезисы доклада  на ежегодном Общем Собрании НП «Российское теплоснабжение»  18-19 ноября 2004г

 

 

       А.Б.Богданов-   начальник департамента перспективного  развития АК «Омскэнерго»,

 

                                                                         mailto: exergy@list.ru     http://www.exergy.narod.ru  

                                                              

        

Прошло двенадцать лет, как Россия объявила об отходе от плановой экономики в энергетике, но так и не перешла к рыночной экономике. Экономика энергетики Омского региона в настоящее время находится в неопределенном состоянии: с одной стороны энергетика регулируется государственными органами ФСТ и РЭК, а с другой – она должна пребывать в рыночных условиях. Борьба за эффективное вложение капитала и, как следствие, борьба за рынок тепловой и электрической энергии, в корне меняют экономические отношения в сфере тепло-  и энергоснабжения потребителей.

         Согласно экономической теории передовых развитых стран, для того, чтобы  способствовать всеобъемлющему коллективному оптимуму в рыночных условиях, коммунальное  энергетическое предприятие – монополист (АО - энерго) должно придерживаться следующих  трех правил ценообразования : а) удовлетворения спроса, б) сведения к минимуму производственных затрат, с) продажа по маргинальной цене ( по предельным издержкам). Не придерживаясь этих правил и применяя неверную методику распределения затрат, региональная энергетика  не может эффективно управлять издержками,  сводить к минимуму производственные затраты,  не  может адекватно определять,  во сколько обходится производство тепловой и электрической энергии на существующих ТЭЦ. И если об удовлетворении спроса и о снижении  к минимуму производственных затрат имеются поставленные задачи, то о необходимости формирования маргинальных тарифов  с  соотношением  минимальных цен к максимальным ценам  как 1 к 10 нет даже постановки цели  перед регулирующими органами - ФСТ и РЭК. Существующая же система формирования тарифов основана на  социальном уравнивании тарифов на электрическую и тепловую энергии для  всех потребителей, вне зависимости от того, способствуют ли они или нет снижению затрат при производстве тепловой и электрической энергии.

Согласно планам перспективного развития города Омска на период до 2010 года потребность города в тепле составляет до 850 Гкал/час. В настоящее время на всех ТЭЦ город  Омска  имеется двукратный неиспользуемый резерв тепловой мощности в объеме 1480 Гкал/час  (слайд №1)

   Высококвалифицированным  специалистам  теплоэнергетикам, известно, что комбинированный способ производства тепловой и электрической энергии на ТЭЦ  при сравнении с раздельным способом производства ( электроэнергии – на ГРЭС, а тепловой энергии – на котельной) позволяет сократить расход топлива на одного жителя с 1.755 до 0.91 тонн условного топлива в год. ( слайд №2) 

Несмотря на  то, что при комбинированном способе производства тепловой и электрической энергии в 1.9 раза сокращается удельный расход топлива для городского жителя и  (слайд №3)  и имеется  двукратный запас тепловые  мощности на Омских ТЭЦ пока остаются невостребованным. Мало того за последние 2 года в городе Омске  потребители тепла стали строить  новые котельные и отключатся  от действующих ТЭЦ. (Микрорайон «Прибрежный» 20Гкал/час; областная  больница 15Гкал/час;  рабочий поселок «Ростовка» 20Гкал/час) (слайд №1).     

Из-за  потери  теплового   потребителя,  неявного (технологического) перекрестного субсидирования (слайд №7, 8); разрегулированности систем  теплопотребления (слайд №4);  необоснованно заниженных демпинговых цен на газ для муниципальных котельных (слайд №5),   ТЭЦ  города Омска  стали   разгружаться дальше и дальше   и значительно ухудшать  свои  технико - экономические  показатели (слайд №6).  Система централизованного теплоснабжения  от ТЭЦ  находится  в остром системном   кризисе.

В конечном  итоге каждый  потребитель тепловой  и электрической  энергии города Омска,  получающий тепло от ТЭЦ  (именно от ТЭЦ,  а не от котельной)  в виде неявного (технологического)  и  неявного  (социального) перекрестного субсидирования оплачивает совершенно необоснованные  затраты собственников вновь вводимых муниципальных котельных : а) затраты, связанные с необоснованным  строительством новых газовых  котельных  и  локальных  тепловых  сетей к ним;   б) затраты  связанные с содержанием   в  резерве разгруженных  магистральной тепловой сети;  с) затраты,  связанные с повышенным  в 1.9 раза расходом топлива на  производство тепловой и электрической энергии  по раздельному  циклу, против комбинированного производства энергии  на  ТЭЦ.

Главные причины перекрестного субсидирования:  неявного (технологического) и явного (социального) субсидирования в теплоэнергетике – это отсутствие системы анализа качества работы сложной теплоэнергетической  системы (Л-6  №4), шесть видов ошибок логических ошибок в тарифной политике (Л-1,2,5), применение неверной методики распределения затрат на ТЭЦ (Л-2, Л6№1, слайд №7,8)  описаны в цикле статей под рубрикой «Лысенковщина в энергетике» и приведены  в прилагаемом списке , а также на сайте – http://www.exergy.narod.ru/

 

Для «сокращения затрат» на содержание  неэффективных районных котельных, главы муниципальных образований трех районов Омской области приняли решение о переводе  некоторых многоквартирных домов от котельного отопления на  электроотопление. В расчет принималось предположение о возможности применения льготного тарифа «день-ночь», в соответствии с которым,  оплата на одну квартиру составляет  до 7.83 тыс. руб./год.   Анализ  причин  неявного (технологического) перекрестного субсидирования  показывает, что в условиях города Омска  применение электроотопления  приводит  к  росту  расхода  топлива в 3.16 раз  больше,  чем при  теплоснабжении  от  котельных.  Соответственно  для исключения   перекрестного субсидирования   на электроотопление,    цена  оплаты должна отвечать реальным затратам и  соответственно  должна  возрасти  с 7.83 до 21 тысяч рублей в год. Электроотопление в условиях Сибири   это непозволительная  роскошь, и предоставление  льготных  тарифов  в виде  неявного и явного перекрестного  субсидирования  должна быть прекращена.

 

Виды неявного (технологического) и явного (социального) перекрестного субсидирования в теплоэнергетике региона.

Самым большим препятствием  энергосберегающей политики является  усреднение расчетов. Усреднение расчетов вызвано, прежде всего, недостатком знаний  технологии производства энергии  экономических, регулирующих органов. Ради простоты расчетов все усредняется  в основном  по социальному признаку - промышленность, сельское хозяйство, население городское, сельское и т.д.  До настоящего  времени распределение  затрат  на  тепловую и электрическую  энергию на ТЭЦ производится  на  основании  инструкции, написанной  в 1970году! Какие рыночные  отношения могут быть отражены в этой  инструкции!

Результаты технико-экономического  анализа сложных теплоэнергетических систем с анализом по диаграмме  режимов турбин, с учетом выводов эксергетического анализа показывает, что в настоящее время энергетике существуют следующие виды явного и неявного перекрестного субсидирования между:

1.      Тепловой энергией и электрической энергией на ТЭЦ;

2.      Тепловой энергией и электрической энергией у потребителя;

3.      Мощностью и энергией и производителя ТЭЦ, ГРЭС, котельной;

4.      Мощностью и энергией у потребителя;

5.      Базовой энергией ТЭЦ и пиковой энергией котельной

6.      Высокопотенциальными и низкопотенциальными теплом ТЭЦ;

7.      Производством и транспортом электрической энергии.

8.      Производством и транспортом тепловой энергии.

9.      Близлежащими и удаленными потребителями энергии.

10.  Различными категориями потребителей (население города, села, теплицы);

11.  Электроэнергией вырабатываемой по конденсационному и теплофикационному циклу на ТЭЦ;

12.  Конденсационной энергией на федеральном рынке оптовой энергии и мощности и конденсационной энергией на ТЭЦ;

13.  Затратами  за содержание резерва  1ой, 2ой, 3ей категории   и платой за мощность.

 

Описывать принципы распределения  затрат  между  различными   видами  энергетических услуг и анализ фактических затрат топлива и средств - это задача отдельной аналитической работы.  При необходимости эта работа может быть так - же доработана и также опубликована для обсуждения и практического внедрения.  Принципы  формирования тарифов, отражающих технологию их производства и распределения  отражены в моих статьях «Теплофикация –Золушка энергетики» журнал Энергетик №11 за 2001 г., «Теплофикация- национальное богатство России» журнал «Новости теплоснабжения» №4 за 2002г.  Задачей менеджеров энергетики, практических аналитиков теплоэнергетиков по обеспечению дальнейшего внедрения энергосберегающих технологий является разработка метода расчета предельных издержек, отражающих технологию производства тепловой и электрической энергии в сложной теплоэнергетической системе города, определение количественной величины перекрестного субсидирования между различными видами тепловой и электрической энергии. С внедрением системы маргинальных тарифов на энергию и мощность, с соотношением минимальной цены к максимальной цене как 1 к 10,  с устранением негативных сторон перекрестного субсидирования в перспективных схемах теплоснабжения появляется экономическая ниша для внедрения новых эффективных энергосберегающих технологий, и в частности,  таких как в абсорбционные тепловые насосы. 

 

 

Для  внедрения  реальной энергосберегающей  политики региона, сокращения  явного и неявного перекрестного субсидирования при  производствt тепловой и электрической  энергии необходимо:

1.      Включить в проект «закона о теплоэнергетике»   раздел  о запрете строительства   котельных мощностью 10Гкал  и выше, без выработки электроэнергии  на тепловом потреблении (с рассрочкой обязательного исполнения по годам до 2010г);

2.      Разработать методические  указания  по определению величин неявного - технологического перекрестного субсидирования,   явного - социального   перекрестного  субсидирования в теплоэнергетике; (Л-6 №2,3)

3.      Разработать раздел «закона о теплоэнергетике»  о порядке  предоставления льгот в виде  перекрестного субсидирования  для энергозатратных  производителей и потребителей, и порядке   компенсации  льгот.

4.      Внедрить региональную, муниципальную «Систему оценки  качества работы сложной теплоэнергетической системы    крупного города » ( из 26 пунктов ); (Л-6 №4)

5.      Внедрить методику анализа расходов  топлива на ТЭЦ,  отражающую  реальный  удельный прирост расхода  топлива  на  прирост тепловой  нагрузки ( от 25 до 170кг условного топлива на одну Гкал );  (Л-9 )

6.      Вывести  РЭК региональную энергетическую комиссию из  прямого и косвенного подчинения губернатору региона; 

7.      Оценку деятельности РЭК осуществлять по комплексному  показателю – коэффициент топливоиспользования (региона, города, предприятия); (Л-6 №4 )

8.      Ввести должность главного энергетика - аналитика энергетики региона с административным подчинением  ФСТ,   методологическим   управлением со стороны  Академии Наук Российской  Федерации; (Л-10 )

9.      Внедрять маргинальные тарифы  на тепловую энергию, с соотношением минимально дешевой  цены  к максимально дорогой цене   не менее, чем 1 : 8; (  Л-1, 5; 8 ) слайд №10,11

10.  Разработать методику расчета тарифов: за заявленную тепловую и электрическую мощность,  за резерв,  за потребленную  тепловую энергию, в зависимости от структуры производства,  температуры сетевой воды и времени потребления; (  Л-9 )

11.  Разработать методику оценки экономического эффекта при  применении   абсорбционных тепловых насосов  в схеме  теплофикации. (  Л-6 №3 ,  Л-5)

 

                                                                                                                                      

 

Перечень публикаций  Богданова А.Б.  по анализу причин  неявного (технологического) и явного (социального)  перекрестного   субсидирования  в теплоэнергетике

1.      «Теплофикация – Золушка теплоэнергетики». «Энергетик» №11 от 2001г.

2.      «Теплофикация – национальное  богатство  России».  «Новости  теплоснабжения» №4 2002г

3.      «Почему не внедряются тепловые  насосы»  Журнал «С.О.К.» (Сантехника, Отопление, Кондиционирование) №3 за 2002г., стр.56-59;    расширенная и дополненная  статья -  СОК №2 за 2004г., стр. 86-88)

4.      «Маргинальные тарифы на тепловую энергию». «Энергия» №5 от 1998 г.

5.      «Теплофикация национальное богатство России» «Энергия» №10 2001г.

6.      Цикл статей  «Лысенковщина в энергетике»  журнал «Энергосбережение и энергетика в Омской области»  

§         №2 2004г «Почему занижена  роль теплофикации»  - об эксергетическом методе  анализа

§         №3 2004г  «Почему не внедряются тепловые насосы»  о  видах  перекрестного субсидирования

§         №4 2004г «Кризис работы теплоэнергетической  системы города Омска»

§         №4 2004  «Система оценки качества работы сложной теплоэнергетической системы города»

7.      «Почему не внедряются энергосберегающие технологии». «Новости  теплоснабжения»  №5 2004г

8.      «Сезонные тарифы на энергию – основа топливосберегающей политики»    журнал «АВОК «№6 1996г стр.  7-12.

9.      «Универсальная энергетическая характеристика ТЭЦ»  

10.  «Снабжение теплом - дело государственное»  «Энергия» №6 2002г  стр.25-26

11.  «Теплофикации нет альтернативы. Виноват метод анализа» 

 

 


Автор Богданов А.Б.
Электронный адрес: exergy@list.ru

Обращение к коллегам

Главная