Главная 


Обращение к коллегам

 

Письмо мэру о проекте  «Схемы теплоснабжения г.Омска до 2025г.»

Выборочный перечень замечаний и предложений

по «Схеме теплоснабжения г. Омска на период до 2025г

Богданов А.Б. - аналитик теплоэнергетики, житель города Омска.

Ответ на обращение 

от Администрации г.Омска

 

Что сделано в «Схеме теплоснабжения».

·        Предоставлен огромный объем аналитической работы в составе 17 томов пояснительной записки, 15 плакатов, выполненных в течение 3 лет (ноябрь 2009- ноябрь 2012г)

·        На то, чтобы все просмотреть, проанализировать, а тем более вникнуть во все разделы, совершенно недостаточно 20 дней, которые даны для общественного обсуждения.

 

 

Положительные стороны, отраженные в «Схеме теплоснабжения…»

·        Проведена качественная работа по анализу фактических климатических характеристик

·        Проведена огромная работа по инвентаризации существующих тепловых мощностей, гидравлических режимов ТЭЦ и котельных города Омска.

·        Проведена большая работа по анализу перспективных нагрузок.

 

 

Том 1. Книга1. Существующее положение в сфере теплоснабжения, 292стр.

Положительные стороны

·        Квалифицированный вывод о значительном потеплении г. Омска против данных СНиП 23-01-99 (203,5 дней вместо 220 дней) 92,5%

 

 

Недостатки:

·        Стр.59. Полностью отсутствует самый главный раздел «Схемы теплоснабжения Омска… » - анализ комбинированной электрической и тепловой мощности и энергии Омских ТЭЦ: экономичность, резервы, предложения по загрузке и т.д. Без этого раздела, с точки зрения снижения энергоёмкости тепловой и электрической энергии городом Омском, вся работа вообще теряет смысл.

 

·        Стр.60 Материал сформирован в убаюкивающем стиле, «…немного, на 1,0÷2,2% растет отпуск..»,  а фактически анализа, выводов и позиции разработчика проекта нет!

 

Так, за период с 1990 по 2009 год произошло падение собственного отпуска тепловой энергии ТГК-11 в 1,9 раза (с 21,4млн.Гкал/год в 1990году, до 11,4млн.Гкал/год в 2009г). Только за период с 2003÷2006г от тепловых сетей АК «Омскэнерго» произошло отключение «живых» потребителей более чем на 562Гкал/час. И это же самое время по программе «газификация» построено более 15 низкоэффективных по энергоёмкости потребления энергии, котельных «Октан». Каждая котельная, заменившая отработанное сбросное тепло паровых турбин от тепловых сетей АК «Омскэнерго», принесла ущерб энергоёмкости региону до 75÷80% от годового расхода топлива этой котельной. (смотри «Ущерб от котельных Октан в Омске» в журнале «ЭнергоРынок» №3 2006г.)

 

Именно из-за отключения тепловых потребителей за период 1990-2009г произошло падение производства собственной электроэнергии в 1,85 раза (с 9,95млрд. кВтч до 5,3млрд. кВтч). И в тоже самое время произошел рост в 2 раза сальдо-перетока покупаемой электрической энергии Омском от внешних энергосистем  с 1,8млрд.кВтч до ~3,5млрд. кВтч. (смотри статью Максимальная выработка электроэнергии на базе теплового потребления Омска в журнале «ЭнергоРынок» №2 2009г.)

 

Технологический потенциал «Схемы теплоснабжения» по снижению энергоёмкости при переходе от раздельного теплоснабжения и электроснабжение на комбинированное обеспечение энергией огромен, и оценочно равен: а) 75% от годового расхода топлива, сожженного в котельных; б) 50% от топлива на энергию, полученную с оптового рынка; и с) примерно 20%÷30% от топлива Омских ТЭЦ. В целом, для Омской энергетики потенциал сокращения энергоёмкости валового регионального продукта (ВРП) от дальнейшего развития теплофикации составляет до 2730 тыс.тут/год или 43% от годового расхода топлива на электрическую и тепловую энергию города и области, равного 6348тыс.т.у.т/год. (смотри строку 3,6 таблицы 2 «Синергия топливосбережения г. Омска», журнал «Энергорынок» №2 2008г.) Вот где настоящая экономика энергетики города, региона, а не примитивные программки повального перехода на энергосберегающие лампочки!

 

 Стр.86. Не приведен анализ, не описаны причины невыдерживания температуры прямой сетевой воды от ТЭЦ выше 125°С и завышения обратной сетевой воды от потребителей при температурах наружного воздуха ниже -28°С. Это важнейший показатель работы теплоэнергетической системы города.

 

 

Том 3. Книга 1. «Развитие генерирующих мощностей», 41стр.

1.     Пояснительная записка не является результатом аналитических расчетов энергетических балансов на 2015, 2020, 2025гг, а носит чисто описательный характер.

 

2.     Нет анализа и выводов по балансу электрической и тепловой энергии (мощности) Омских ТЭЦ-2, 3,4,5, КРК (установленная мощность, максимум нагрузок, неиспользуемый резерв, ЧЧИМ

 

3.     Нет анализа и выводов по балансу электрической и тепловой энергии (мощности), произведенной по теплофикационному циклу ЧЧИМ

 

4.     Нет анализа и выводов по потенциалу использования существующих теплофикационных мощностей ТЭЦ (мощности), произведенной по теплофикационному циклу ЧЧИМ

 

5.     Нет данных по экономическим показателям КПД использования топлива

 

6.     Нет данных по удельной выработки электроэнергии на базе теплового потребления

 

7.     Нет мероприятий по повышению удельной выработки на базе теплового потребления

 

8       Предлагаемые к рассмотрению две ГТУ-ТЭЦ в Кировском округе (3*25мВт 540Гкал/час и 4*16мВт 400Гкал/час) с низкими параметрами газа и с водогрейными котлами если и допустимы для реконструкции существующих котельных города Омска, то совершенно недопустимы для перспективного строительства, где потеря энергоёмкости ГТУ ТЭЦ для города Омска составит до 30÷50% против ПГУ с высоким давлением газа и высокими параметрами пароводяного цикла.

 

 

9.     В «Схеме теплоснабжения ..» нет численных значений эффективности, нет места для технологий топливосбережения, таких как: традиционные ТЭЦ, мини-ТЭЦ, последовательное включение ТЭЦ в базе и котельных в пике, так и новейших нетрадиционных технологий: низкотемпературного отопления, тепловых насосов, тепловых аккумуляторов, солнечных нагревателей и т.д.

 

10.Почти ничего не сказано о значительном снижении энергоёмкости «Схемы теплоснабжения» и возможности расконсервирования 362мВт электрических мощностей на Омской ТЭЦ-4 за счет передачи «замороженной» базовой мощности 800Гкал/час ТЭЦ-4 на Кировскую котельную, работающей в пиковой части графика.

 

 

 

Непроработанные вопросы и недостатки в «Схеме теплоснабжения…»

1.     Отсутствует главный показатель технологической и экономической эффективности «Схем теплоснабжения…» - снижение абсолютной энергоёмкости (т.у.т/год) и снижение удельной энергоёмкости потребления тепловой и электрической энергии городом Омском на 2010; 2011; 2015; 2020; 2025гг

 

2.     Не сформулирована главная задача и методы ее решения:

a.     Снижение энергоёмкости при производстве электрической энергии на базе теплового потребления

b.     Снижение энергоёмкости при транспорте тепловой энергии

c.      Снижение энергоёмкости при потреблении комбинированной тепловой и электрической энергии

 

3.     Схема теплоснабжения города Омска разработана в разрыве от выработки электроэнергии на базе теплового потребления

 

Методологические, правовые и экономические недостатки в постановке задачи по разработке «Схеме теплоснабжения г. Омска»

1.     Разобщенность на федеральном уровне! Есть отдельные программы по развитию Электроэнергетики, за которое отвечает Минэнерго, и отдельная программа по развитию теплоэнергетики, за которую отвечает Минрегион.

 

2.     Формальное разобщенное нормирование и регулирование энергетики не отвечает неразрывной технологии производства комбинированной электроэнергии и тепловой энергии на ТЭЦ

 

3.     Отсутствие нормативных методических указаний по снижению энергоёмкости «Схем теплоснабжения». Формально задача по снижению энергоёмкости в постановлениях правительства есть, но нормативных документов, рекомендаций нет.

 

4.     Даже если проектный институт что-то и предложит, официальные регулирующие, контролирующие органы не примут эти предложения.

 

5.     Отсутствие сформулированных и сбалансированных планов, программ по поэтапному снижению энергоёмкости в целом по городу

 

6.     Отсутствие цели и задач по снижению энергоёмкости у регуляторов (Минэкономразвития, ФСТ, РЭК) формирующих тарифную политику и в целом стратегию развития энергетики региона, города, конкуренции

 

7.     Полная зависимость «Исполнителя»  - разработчика «Схем теплоснабжения….» от «Заказчика» - плательщика. Не учтешь «мнение» или «хотелки» заказчика, позволишь сделать собственные выводы, идущие вразрез ТГК или «Тепловой компании»  - не получишь акта выполненных работ.

 

8.     Заказчиком «Схем теплоснабжения …» должен быть тот, кто реально отвечает за снижение энергоёмкости города, регионального продукта, тот, кто отвечает за соответствие тарифной политики технологии производства энергии на ТЭЦ. Теоретически это должен быть и Мэр города Омска, и Минэкономики Омской области.

 

9.     Необходимость разработки «Схем теплоснабжения …» как в советское время плановой экономики, так и во время рыночной экономики определяется прежде всего достижением огромного экономического эффекта экономии первичного топлива при комбинированном производстве электрической энергии на базе теплового потребления города. При комбинированном производстве тепловой энергии отработанным паром от турбин годовой расход первичного топлива для теплоснабжения города сокращается в 3÷4 раза против расхода топлива любой самой экономичной газовой котельной. Подчеркиваю, это не ошибка, именно в 3÷4 раза меньше, а не на 13-18%, как это сейчас принято. Однако монополия электроэнергетики в 1950годы, затем в 1996г. и в настоящее время в 2010 году скрытым субсидированием необоснованно удешевляет производство электроэнергии за счет муниципальных потребителей тепловой энергии крупного города.

 

10.     Ни в Минэкономразвития РФ, ни в регионе, ни в городе нет реальной ответственности за планомерное снижение энергоёмкость города и региона.

 

11.     Существующая статистическая отчетность с КПД использования топлива больше 100% абсолютно не отвечает технологии производства комбинированной энергии на ТЭЦ.

 

12.      В «Схеме теплоснабжения…» должно быть заложено два контрольных критерия: а) снижение энергоёмкости и б) обеспечение инвестиционной привлекательности за счет адекватного тарифообразования энергии от ТЭЦ (без вороватого RAB –регулирования)

 

13.     В целом весь вышеперечисленный комплекс методологических недостатков теоретически должен бы решаться самостоятельно на уровне конкурентных рыночных отношений, создания инвестиционной привлекательности, выгоды для конечного потребителя тепловой и электрической энергии, Однако сложившая система глубочайшего скрытого и явного перекрестного субсидирования электроэнергетики за счет муниципальной теплоэнергетики от ТЭЦ не позволяет разорвать этот «гордиев узел»

 

 

Выводы по «Схеме теплоснабжения…»

1.     Несмотря на то, что прошло три года со дня принятия федерального закона 261-ФЗ об энергосбережении, «Схема теплоснабжения…» абсолютно не учитывает требований этого закона и других нормативных актов, направленных снижении энергоёмкости внутреннего валового продукта, энергоёмкости потребления тепловой и электрической энергии г.Омском на 40% к 2020году.

 

2.     Самое главное, что должно определять смысл всей работы - это осмысление и принятие принципов расчета эффективности снижения энергоёмкости при комбинированном тепло- и электроснабжении против раздельного теплоснабжения и раздельного электроснабжения. Без принятия этих принципов вся «Схема теплоснабжения г.Омска » является не результатом технического анализа теплоэлектроэнергетической системы города, а сводным результатом  литературного описания пожеланий отдельных участников – заказчиков!

 

3.     Выполнена огромная, кропотливая и очень нужная работа по сбору фактических исходных данных.

 

4.     Выполнена огромная, трудная аналитическая работа по анализу перспективных тепловых нагрузок. Все это нужно делать!

 

5.     Но эта работа не завершилась конечным результатом - анализом энергоёмкости, разработкой решений на значительное сокращение энергоёмкости потребления тепловой и электрической энергии.

 

6.     В «Схеме теплоснабжения….» отсутствуют показатели энергоёмкости потребления тепловой и электрической энергии города Омска по факту на 2008-2011г.и на перспективу 2015, 2020 и 2025г.

 

7.     Предоставленная «Схема теплоснабжения г.Омска до 2025г.» не является результатом аналитической работы, выполненной на основании количественных критериев энергетических балансов тепловой, электрической, комбинированной энергии (мощности), удельной выработки электроэнергии на базе теплового потребления. и т.д.

 

8.     В «Схеме теплоснабжения…» нет предложений по формированию стратегии тарифной и экономической политики, направленной на обеспечение инвестиционной привлекательности развития теплофикации, как основного направления энергетики города Омска.

 

9.     Справедливости ради необходимо отметить, что вышеуказанные замечания являются не просто замечания конкретной «Схемы теплоснабжения г.Омска», но в целом результатом отсутствия рекомендаций отраслевых нормативных документов.

 

10.Но, несмотря на отсутствие рекомендаций отраслевых нормативных документов, для решения главной задачи «Снижение энергоёмкости потребления энергии городом Омском», все перечисленные выше замечания и предложения проектному институту необходимо было выполнить самостоятельно.

 

11.До настоящего времени на федеральном уровне не сформулированы требования по комплексному анализу энергоёмкости крупных городов и поселений. Существуют отдельные «Схемы электроснабжения» и Отдельно «Схемы теплоснабжения». Выполняют эти схемы отдельные проектные институты, без взаимной увязки. В результате рождаются мертворожденные «Схемы-однодневки»

 

12. В Дании с 1992 года запрещено строительство котельных без комбинированного производства энергии, а мы на 2025 год фактически согласовываем оставить в работе все 160 котельных!

 

13.Доработанная «Схема теплоснабжения г.Омска…» должна стать основанием для обращения в Минэкономразвития, Минэнерго, Минрегион и органы регулирования (ФСТ, РЭК) о необходимости: 1) устранения перекрестного субсидирования с корректировкой системы тарифов, 2) создание совершенно нового рынка комплиментарной энергии, 3) корректировки нормативных документов по «Схемам теплоснабжения»

 

14.Нет данных по отпуску тепла от ТЭЦ (графики на рис 5.3 и 5,4 есть, а цифровых данных нет)

 

15.Нет анализа использования теплофикационных тепловых и электрических мощностей турбин, выработки электроэнергии на тепловом потреблении.

 

16.Нет рекомендаций, баланса мощностей по проектированию теплофикационных генерирующих мощностей на базе существующих крупных котельных тепловой нагрузкой более 25-40Гкал

 

Предложения по «Схеме теплоснабжения…»

 Для реального формирования энергетической политики, направленной на снижение энергоёмкости валового регионального продукта (ВРП), энергоёмкости города Омска, обеспечения инвестиционной привлекательности энергоэффективных технологий (тепловых сетей, низкотемпературного транспорта, ТЭЦ с высокими параметрами, распределенной энергетики с Мини ТЭЦ с низкими параметрами, тепловых насосов, аккумуляторов тепловой энергии, комбинированного централизованного производства электроэнергии тепла и холода (тригенерация), солнечных нагревательных установок и т.д) в «Схеме теплоснабжения г. Омска до 2025г.» необходимо дать предложения и рекомендации:

·        по внедрению нового вида договора – договор на комплиментарную (комбинированную) энергию

·        по разработке тарифной политики, устраняющей основы перекрестного субсидирования

 

Приложения:

1.     Письмо Богданова А.Б в Минэнерго РФ ПГ-2963 от 10 августа 2012г « о разработке Схем теплоснабжения городов и поселений» - 7 стр.

2.     Статья 2006г «Котельнизация России-  беда национального масштаба» Ущерб от котельных Октан в Омске ЭнергоРынок № 3 2009г -9 стр.

3.     Статья 2008г «Максимальная выработка электроэнергии на базе теплового потребления Омска» из серии «Котельнизация России беда национального масштаба» журнал ЭнергоРынок № 2 2008г - 6 стр.

4.     Статья 2004г «Кризис работы теплоэнергетической системы города Омска» - Журнал «Энергосбережение и энергетика Омской области» №4 2004 - 7 стр.

 

С уважением,

Аналитик теплоэнергетики,

 житель города Омска А.Б.Богданов                                 23 ноября 2012г.

 

Богданов Александр Борисович - 39 лет в большой энергетике!

электронный адрес exergybogd@mail.ru личный сайт http://exergy.narod.ru/

моб. 8-923-681-53-33

Опыт:

·        1973-1979 запуск с нуля 3-х энергоблоков Карагандинской ТЭЦ-3;

·        1979-2002 запуск 5 блоков Омской ТЭЦ-5, проектирование Омской ТЭЦ-6 ;

·        2002÷2008гг - начальник департамента перспективного развития ОАО «Омскэнерго»;

·        2009;2011 - главный технолог, начальник сектора энергоаудита ТЭС и тепловых сетей «Е4 СибКОТЭС», г. Новосибирск;

·        2010÷2011 начальник сектора, главный специалист отдела энергосбережения ОАО «МРСК-Сибири», г.Красноярск

·        2012 аналитик-технолог, пусковая наладка теплосетей НПО «Мостовик» от Адлерской ТЭС

 

Ответ на обращение 

от Администрации г.Омска

 

 Обращение к коллегам


Главная