Причины, не позволяющие выполнить указ президента №889 от 4 июня 2008г о снижении энергоемкости валового внутреннего продукта на 40%

Главная

Обращение к коллегам

Причины,  не позволяющие  выполнить указ президента №889 от 4 июня 2008г о снижении энергоемкости  валового внутреннего продукта на 40%.

Богданов А.Б. - начальник сектора энергоресурсосбережения «МРСК-Сибири»

Основной и подробный материал описан в ~ 30 статьях журналах  за 2002÷2009:  «Энергосбережение»

«ЭнергоРынок», «Новости теплоснабжения»  «Теплоэнергоэффективные технологии»  и т.д.

Сайт:  www.exergy.narod.ru

раб (8391)  226- 80- 90    сот 8-913-831-00-17

BogdanovAB@mrsk-sib.ru Красноярск      exergybogd@mail.ru   Омск

 

Предложение  Богданова А.Б. для включения  в решение Х Всероссийской научно-практической конференции «Энергоэффективность систем жизнеобеспечения города Красноярска»

1.       Сформировать  общественное мнение и подготовить  предложения  в государственную Думу о внесении дополнения в  проекты  федеральных  законов  «О энергосбережении»  и «О теплоснабжении»

·         о законодательном определения  потенциала энергоресурсосбережения региона.   

·         «3+5 принципов» формирования энергоэффективной топливосберегающей политики РФ

·         по выявлению размеров скрытого перекрестного субсидирования, поэтапное сокращение

явного социального и скрытого технологического субсидирования.

·           определение в формах статистической отчетности  6-тп показателя  а) фактической эффективности  топливоиспользования при теплоснабжении и теплофикации и б) резерва эффективности топливоиспользования при теплоснабжении и теплофикации  субъекта федерации, региона города, предприятия.     

2.       Определить потенциал энергоресурсосбережения КРАСНОЯРСКА на основе показателей статистической отчетности  работы ТЭЦ и котельных города Красноярска  а так же а) удельной выработки ЭЭ на базе теплового потребления б) КПИТ использования топлива 

3.        Определить ответственность федеральных органов, субъектов федерации, регионов, предприятий за выполнение показателей эффективности топливоиспользования при теплоснабжении и теплофикации

 

Без конкретной  ответственности и количественной  оценки по субъектам федерации  задача по   снижению энергоемкости  ВВП на 40%  не есть ценность для  нашего общества!

 

I.     Видимые причины,  по которым  эффективное энергосбережение  не может  реально внедряться!

1.       Нет специальных знаний по энергетическим балансам  крупных городов, субъектов федераций регионов.  Недостаточно специальной  подготовки у тепло энергетиков ТЭЦ, и  абсолютно нет этих знаний у экономистов,  регуляторов РЭК, ФСТ, оптового рынка. Как ни печально нет этих знаний у электроэнергетиков! Дальше лампочек и частотного привода  они в принципе не знают и не могут знать!

2.       Нет практики  расчетов энергетических балансов «Схем теплоснабжения»  городов, металлургических комплексов. Нет понимания размеров скрытого перекрестного субсидирования!   

3.       Статистическая отчетность 6тп  не отражает реальный потенциал энергосбережения  ГРЭС, ТЭЦ, Котельных. В форме статистической отчетности заложено скрытое перекрестное субсидирование электроэнергетики за счет  теплоэнергетики, субсидирование Мощности за счет Энергии

4.       Не выработаны  «3+5 принципов»  формирования  энергетической  политики в субъектах федерации,  отражающие  климат и расстояния  в  России

5.       Отсутствует конкретный показатель  энергетической эффективности региона:

·         «Удельная выработка ЭЭ на тепловом потреблении -   W [кВт/Гкал]»

·         «Коэффициент полезного использования топлива  регионом - КПИТ [%]

6.       Никто не знает 1,5÷2,3 кратный  потенциал энергосбережения  ТЭЦ.

 

II.     Глубинные  причины,  по которым  эффективное энергосбережение  не может   реально внедряться!

1.       Нет государственной политики. Сидим на двух стульях - и не Рынок и не  ГОСПЛАН.  Появилось куча заменителей Госплана типа ФСТ, РЭКи, ФАСы, Энергонадзоры, но нет государственного  органа  ответственного за снижение на 40% энергоемкости внутреннего валового продукта (указ президента № 889 от 4 июня 2008г). Полная безответственность  Минэкономразвития.

2.       Дешевое топливо. Соотношение  «Затрат на  Энергию»  к «Затратам  на Мощность    не обеспечивает инвестиционную  привлекательность энергосберегающих  проектов.

3.       Существующая политика энергосбережения основана на удовлетворении интересов  Производителя Эл энергии, а не  интересов Потребителя.

4.       Глубочайшее скрытое перекрестное субсидирование:

·         «Электроэнергетики» за счет «Теплоэнергетики»

·         «Мощности» за счет «Энергии»

·         «Резерва мощности» за счет «Энергии»

5.       «Игра в энергосбережение» Конечный результат не обязателен. Достаточно делать видимость.  Не владея  реальным потенциалом сбережения  достаточно пропагандировать только 3÷5% эффекта  в виде энергосберегающих  ламп,.

 

III   Основная «физическая»  ошибка топ менеджеров Энергетики!

Самая главная ошибка  заключается в том, что топ менеджеры энергетики,  и регуляторы  РЭК, ФСТ не знают и не умеют  считать энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации. Энергоемкость  ВВП необходимо считать только в тоннах условного  топлива [т.у.т.]   Именно незнание технологии производства и потребления энергии,  и  расчеты,  приведенные  в  [кВт], и  в  [Гкал] а не в [т.у.т.] приводит к ошибкам,  отличающимся  по топливу до 7,2 раз!

 

 

 

 

IV  Самые лучшие ГРЭС  и котельные не экономят топливо! Только потребители отработанного  тепла  ТЭЦ  обеспечивают экономию топлива на эл. энергию  в 1,7÷2, 2раза

1.       Энергетические котлы работают с КПД 92÷93%. На газе до 95%,  С конденсацией влаги из дымовых газов до 102%  Выжать с них больше 1÷2% в принципе нельзя!

2.       Скругленная прямоугольная выноска: Потери тепла составляют более  60% топлива
Котельные работают с КПД нетто (с учетом тепла на собственные нужды и покупку  эл. эн   до 78÷85%   Выжать с них больше 2÷3% в принципе нельзя!

3.       ГРЭС конденсационные работают с КПД 36÷39%  Выжать с них больше 2÷3% нельзя!

4.       ТЭЦ работающие в конденсационном режиме работают на 1,5÷2 процента ниже аналогичных ГРЭС с КПД 35÷37%   Выжать с них больше 3÷5% нельзя

5.       ТЭЦ с низкими параметрами на только тепловом потреблении работают с КПД 75÷82% и по электричеству и по теплу что 2.2 раза лучше на ГРЭС!!   Выработка на тепловом потреблении  W=0.05÷ 0,25МВт/Гкал

6.       ПГУ с теплофикацией, с высокими параметрами пара, с тремя давлениями работает с КПД нетто до  75 ÷82%  что не выше КПД ТЭЦ!!!!

7.       ТЭЦ с высокими параметрами на тепловом потреблении работает так же как и с низкими параметрами с КПД 75÷82%, но доля электроэнергии растет в 2÷3 раза W=0.5÷0.65МВт/Гкал

 

Вывод!  В отличии от Запада с теплым климатом, в  России совершенно неактуально  инвестировать строительство конденсационных  ГРЭС, повышать параметры острого пара,  разрабатывать амбициозные проекты  типа ГОЭЛРО-2.  Выжать с них больше 2÷3% в принципе нельзя!

          программа строительства котельных   в городах  также ошибочна,  так как не используется  отработанное тепло ГРЭС. ущерб  до 75÷81% от расхода топлива на котельной.

          только технология потребления тепла  только  программа государственной теплофикации России  (ГОТФРО)  обеспечивает рост КПД в 1,7÷2 раза с 33÷40% до 77÷79%.

          главная  преграда  по развитию теплофикации – политическое  субсидирование  монополии электроэнергетики  за счет  потребителей  тепла теплоэнергетики  региона.

 

V     Что такое перекрестное субсидирование в энергетике?

      Перекрестное субсидирование – это снижение цены  от экономически обоснованного уровня,  для одних видов энергетических товаров и услуг  за счет увеличения цены для других видов энергетических товаров и услуг

          Еще со времен ГОСПЛАНА и в настоящее время СМИ сформировало общественное мнение, что предприятия  и промышленность субсидируют  население.  Это глубочайшее заблуждение сформировано электроэнергетиками, игнорирующими принцип неразрывности  производства и потребления тепловой и электрической энергии .  Именно  городской  житель  потребляя  отработанное тепло от ТЭЦ,  дотирует затраты на топливо для промышленного  потребителя,   для 7,9 сельских   жителей.

          Знаний  регулирующих органов хватает  только на  формальный анализ  платежей за энергию  для социальных групп:  населения,   города,  села, бюджета, промышленности  и т.д. без понимания и применения  принципа непрерывности  производства и  потребления  тепловой и электрической энергии. Поскольку нет ответственности за эффективность  теплоснабжения и теплофикации субъекта  федерации, то можно  десятилетиями обходиться и без знаний.

          Несмотря на многочисленные  поездки за рубеж, по  изучению  опыта  американских,  английских,   французских, чилийских  энергетиков  современные менеджеры от энергетики не осознали  смысл и суть почему в странах  с рыночной экономикой   тарифный и нагрузочный менеджмент  еще с ~30-х годов прошлого столетия  основан  на анализе маржинальных (предельных 1 к 10÷20) издержек,  а российский регулятор и через  16 лет принимает к рассмотрению только средние издержки по методике  разнесения затрат от 1970 года.

Главная основа перекрестного субсидирования – формальная  политика тарифообразования регулирующими органов ведущая  к  необоснованному монопольному  субсидированию производству раздельной (конденсационной)  электроэнергии с затратами топлива в 2,2 раза большей, чем это технологически возможно при производстве совместной (теплофикационной) !

 

VI     Суть  политического  субсидирования  в энергетике России

 1. Бродянский В.М.  1992 г.:  «..так называемый  «физический» метод  вообще не может обсуждаться как нечто, имеющее хотя бы самое слабое научное обоснование. Это типичное порождение эпохи, когда нужно было во что бы то ни стало показать, что мы «впереди планеты всей». Применительно к энергетике это означало, что один из основных показателей ее уровня – удельный расход топлива  на 1 кВт·ч электроэнергии у нас должен быть лучше, чем «у них». Был найден гениально простой путь…».

2.Снижение долевого вклада    1952-1992 гг. – обеспечить снижение долевого вклада Минэнерго СССР в   строительство ТЭЦ. Основной вклад денежных средств относился на потребителей  тепловой  энергии  -различные министерства и на область

3. 1992-2009 гг. Скрыто обеспечить монопольно выгодные условия  для  создания имиджа для федеральной электроэнергетики, обоснования  программы ГОЭЛРО-2, за счет региональной, муниципальной  потребителей  тепловой энергии.

 

VII  Виды технологического  и  социального  перекрестного  субсидирования в энергетике.

      Законодатель,   рассматривающий проекты законов «Об Энергосбережении»  см. третье чтение от 11 ноября 2009года,  «Об Теплоснабжении»  не знает и не задумывается о недопустимости перекрестного субсидирования на рынке мощности и рынке энергии.

A.      Технологическое -  самое распространенное,  но  и  самое скрытое субсидирование:

1.       Плата за присоединение в счет платы за потребляемую энергию (пивзавод Росар инвестиционные  программы, включенные в тариф, котельные Октана)

2.       Плата за явный и скрытый резерв мощности  за счет энергии. (1 товар вместо 2-х по сути)

3.       Технологическое субсидирование в теплоэнергетике  это  10 видов  субсидирования  для 39 видов энергетических товаров и услуг (Энергия,  Мощность,  Резерв,  Раздельная электроэнергия, Раздельная тепловая  энергия,  Комплиментарная энергия и т.д.)

4.       Субсидирование Федеральной электроэнергетики, (алюминщиков, железнодорожников)  за счет муниципальных потребителей тепла от ТЭЦ – самое сложное для понимания!

B.      Социальное  (политическое) явное субсидирование

1.       Избирателей за счет не избирателей - самое распространенное. В России и на Западе, при ГОСПЛАНЕ, и при рынке, законодатель заигрывая с  избирателем идет на субсидирование.

2.       Потребители газа на внутреннем рынке  40÷80$/тыс.м3 за счет внешних ( 150÷400$/тыс.м3)

3.       Сельского, Северного потребителя  электроэнергии за счет Городского потребителя

 

Целью  настоящего сообщения  - показать обществу, что из за отсутствия понимания технологии формирования затрат,  глубины перекрестного субсидирования,   каждая котельная в России  приносит  до  75-81% необоснованного перерасхода топлива  и развеять  миф, о том, что жители городов  потребляя тепло от ТЭЦ,  тепловых насосов, тепловых аккумуляторов являются  дотируемыми потребителями.

 

VIII  Скрытое технологическое субсидирование 2-й степени  - это субсидирование  конденсационной  Электрической Энергии  на оптовом  рынке за счет  потребителей тепла от ТЭЦ!! (скрытое «узаконенное»  воровство  экономии топлива   в пользу федеральной электроэнергетики   за счет региональной теплоэнергетики )

1.       «..Удельные расходы топлива на ТЭЦ не являются объективными показателями совершенства ТЭЦ. Более того, их применение для формирования тарифов тормозит развитие теплофикации городов и приводит к перерасходу топлива..»       Андрющенко А.И.   08.2004 г.

2.       Монополизм и политизированность федеральной электроэнергетики, основанный на волюнтаристических решениях при распределении топлива на тепловую и электрическую энергию  привел  к глубочайшему экономическому кризису в теплоэнергетике России. Необоснованное  занижение стоимости теплофикационной электроэнергии от ТЭЦ, что является субсидированием 2-й степени,  совершенно необоснованно вывело с конкурентного рынка  электроэнергии конденсационную электроэнергию ТЭЦ.

3.       Для завоевания рынка тепловой и электрической энергии, путем исключения скрытого перекрестного субсидирования эффективный собственник  ТЭЦ и  теплофикационных турбин должен представить  на рынок энергии три вида энергетического товара:

          Комплиментарную (комбинированную)  энергию;

          Раздельную электрическую энергию;

          Раздельную тепловую энергию

 

IX  Виды рыночной энергии и мощности при теплоснабжении и теплофикации

      Основные первичные (нормируемые) три вида энергии и мощности определяемые  по методике  40-х годов  (КПД  использования топлива  и  удельной выработки  -W  Бутакова,  Лукницкого)

1.       Нормируемая комплиментарная  (комбинированная)  теплоэлектроэнергия, произведенная по комбинированному способу  на ТЭЦ (без потерь тепла в окружающую среду)

2.       Нормируемая  раздельная электрическая  энергия,  произведенная по раздельному (конденсационному) способу на ГРЭС и ТЭЦ со сбросом отработанного тепла в атмосферу.

3.       Нормируемая тепловая энергия, произведенная по раздельному способу  на котельной, ТЭЦ

 

       Процессинг   топлива – эксклюзивный метод анализа эффективности вложения средств сжигание топлива  и определения объемов перекрестного субсидирования между различными видами энергии и мощности внутри энергетической системы

Вспомогательные  вторичные  (ненормируемые) два вида электрической  и тепловой энергии и мощности, получаемые  как результат бесконечного множества  сочетаний первичной энергии и мощности.

1.       Смешанная электрическая энергия и мощность

2.       Смешанная тепловая энергия и мощность

 

X  «3+5 принципов»  формирования топливосберегающей  политики теплоснабжения и теплофикации России

А) Три Западных принципа  рыночной энергетики   для коммунального  предприятия – монополиста (на западе работают с 1930-1950 годов)

1.       Удовлетворение  спроса потребителей;    - ясно, условно  принято

2.       Сведение  к  минимуму  производственных  затрат; - ясно, условно  принято

3.        Продажа  по  маржинальной  цене (по предельным, 1 к 10 издержкам») - Абсолютно не осмыслено  и непринято российскими  регуляторами  ФСТ и РЭК.

 

Б)  Пять Российских принципов отражающие климатические особенности рыночной энергетики Абсолютно не осмыслено  и непринято в российскими  ФСТ и РЭК

1.       Потребление энергии (мощности) первично,  производство энергии (мощности)  вторично;

2.       Потребление и производство энергии неразрывно во времени;

3.       Потребление и производство неразрывно в пространстве;

4.       На конкурентный рынок предоставляется не один, а два вида  энергетической продукции: а) взаимозаменяемый товар субститут – энергия, и б) дополняемый к энергии  комплиментарный товар - мощность;

5.       На конкурентном рынке не должно быть скрытого перекрестного субсидирования, одних  потребителей за счет других потребителей.

 

 

ХI  Следствие  перекрестного    субсидирования – потеря энергосберегающего потенциала региона

1.       Электроотопление в городе Красноярске, Кодинске и т.д.  по сравнению с отоплением от ТЭЦ приносит перерасход   топлива в 7,2 раза.

2.       Каждая котельная Красноярска, Омска, Кызыла и т.д.    приносит перерасход до 75÷81% от годового расхода  топлива. Необходимо организовывать схему теплоснабжения ТЭЦ в БАЗЕ  50% мощности  обеспечивают  80% годовой нагрузки,  Котельная только в ПИКЕ, оставшиеся 50% мощности  производят  только 20% оставшейся годовой энергии.

3.       Каждая ГРЭС и конденсационная ТЭЦ  (при работе котельных)  приносит до 40% перерасхода  топлива

4.       Разрабатываемые   «Перспективные  схемы  теплоснабжения городов» совершенно не учитывают современные топливосберегающие  решения.

5.       Существующие  ТЭЦ  разгружаются до уровня 30-40% (например ТЭЦ-4 в Омске)  Разрабатываются абсолютно необоснованные  амбициозные бизнес планы типа ГОЭЛРО-2,    программы строительства муниципальных котельных

6.       За счет рядовых потребителей, не имеющих никакого отношения к инвестициям,  собираются средства на строительство «совершенно чужих» энергетических  объектов.

7.       Деньги заказчиков как плата за присоединение совершенно необоснованно  «дарятся»  энергетикам, а не  возвращаются в виде энергетических акций.

XII   Выводы:

1.       Незнание и неприменение  регуляторами,  экономистами и менеджерами   главнейшего свойства энергии -  неразрывности  производства  и  потребления энергии привело к глубочайшему перекрестному  субсидированию потребителей электроэнергии за счет потребителей тепловой энергии от ТЭЦ .

2.       Именно потребление,  а не производство,   определяют возможность и необходимость применения топливосберегающих технологий таких как; ТЭЦ, тепловые  насосы, тепловые аккумуляторы.

3.       Коренное  решение проблемы :

·         - Полный отказ отметодики ОРГРЭС основанной на «физическом методе»

·         - Калькуляция 39 видов энергетических товаров  и услуг

·         - Создание рынка  трех видов энергетического товаров:

4.       А) Комплиментарная (комбинированная) теплоэлектроэнергия, получаемая по теплофикационному  циклу,  без сброса  тепла в окружающую среду с КПД  от 75-83%

5.       Б) Раздельная электрическая  энергия получаемой от ГРЭС и ТЭЦ по конденсационному циклу  со сбросом тепла в окружающую  среду с КПД  до 40%

6.       С)  Раздельная  тепловая энергия, получаемая от котельных  с КПД от 78-85%

Перекрестное Субсидирование – обратно   пропорционально произведению  (Знания*Честность)

          Знания     -    обеспечивается статусом Академии Наук

          Честность -  обеспечивается решениями Антимонопольного Комитета

 

ХIII   С привлечением  науки  предлагается :

1.       Разработать эффективные предложения в топливосберегающую  тарифную политику (к примеру г. Красноярска или другого города), которая должна основываться на:

A.      Договорах на комплектарную (комбинированную) энергию

B.      Договорах на раздельную  тепловую и электрическую энергию.

C.      На применении многоставочых тарифов  на основе анализа маржинальных издержек с соотношением минимальной и максимальной цены как 1 к 10÷20

2.       Разработать эффективную «Схему энергообеспечения к примеру  г. Красноярска  (или другого города) с обоснованием и внедрением  новейших топливосберегающих  решений и технологий таких как:

1) ТЭЦ в Базе ↔Котельная в Пике.  2) Низкотемпературное тепло (до 110град) от ТЭЦ,

3) тепловые насосы,         4) тепловые  аккумуляторы              5) тригенерация

6) полиэтиленовые трубопроводы               7) квартирные регуляторы «Данфос»,,

8)  переход от качественного к количественному регулированию отпуска тепла,    

9)  квартирные аккумуляторы энергии «Редан»,  10) частотный регулируемый привод,

11) трехтрубные системы теплоснабжения,     12) Мини-ТЭЦ    ГТУ↔ ПГУ

13) закрытые вместо открытых систем горячего водоснабжения,                               

14) комплексоны для коррекционной обработки теплосети 

15) Мини-ТЭЦ ГТУ↔ ПГУ

 

 

С уважением     Аналитик Энергетики                                       А.Б.Богданов      19ноября 2009г

 

 Обращение к коллегам

 

Главная