Главная

Почему так важен закон "О теплоснабжении"!

Богданов А.Б. Главный специалист управления энергоресурсосбережения МРСК-Сибири                        

 

Спустя 9 лет  после опубликования  «Национального  доклада  «Теплоснабжение Российской Федерации Пути выхода из кризиса»  Б.Ф. Реутова, А.Л. Наумова и В. Г. Семенова, наконец-то  принят многострадальный  закон «О теплоснабжении». За это время  трижды успел поменяться состав  законодательных органов страны, которые пытались рассмотреть и принять законопроект,  было представлено на рассмотрение общественности  более 15 версий законов «О теплоснабжении», были дополнены, или же   вновь приняты такие новые законы, как закон «О электроэнергетике»,  «О техническом регулировании», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «Об энергоэффективности» и т.д.  

За это же время успели  отключиться от  комбинированного производства тепловой и электрической энергии на ТЭЦ.  Под маркой якобы борьбы за энергосбережение  новые инвесторы успели вложить средства  в строительство десятка мелких и средних  котельных, и даже в теплоснабжение с применением электрической энергии. Сказать о том, что вновь принятый закон 190-ФЗ «О теплоснабжении»  своевременен и актуален, значит,  ничего не сказать! Ущерб,  который понесла наша страна, наши потребители  из за длительного отсутствия закона «О теплоснабжении» огромен! 

 

Ни богу свечка, ни черту кочерга

В энергетическом балансе  России происходит  неуклонное вытеснение теплофикации – замена  комбинированной   тепловой энергии от  ТЭЦ   на поставку  тепла от котельных.  Снижение тепла от ТЭЦ с 1992года по 2009год произошло  на 310млрд. кВт.ч   с 843,5 до 538,1млрд. кВт.ч(63,8%)  (см рис№1).   Только по причине отказа от теплофикации,   рост энергоемкости ВВП (ущерб) составляет не менее чем 35 млн. тонн условного топлива, что эквивалентно потере  выручки от экспорта   газа  в размере  до 90млрд.руб  в год. Особо обращаю внимание, что потеря 35млн.тонн условного топлива в условиях спада теплового потребления.  (~ 10%  потенциала энергосбережения в целом по России)  не требовало создания новых генерирующих мощностей!  Как правило, эти генерирующие мощности   уже были созданы (рис.1), но от них отказались.   Просто появились новые собственники, которые  в условиях отсутствия государственной  политики в вопросах теплоснабжения,  под лозунгом «борьбы за повышение экономической эффективности»,   вложили деньги в свой бизнес,  построили  новые котельные и переключение новых потребителей и даже существующих потребителей  от действующих ТЭЦ на  свои котельные. Как говорится «ни богу свечка, ни черту кочерга»,  зря выброшенный общественный национальный продукт!   Как никому не выгоды ежедневные потери времени для  населения в дорожных пробках по 4÷6 часов в сутки: ни населению, ни работодателю, так же  никому не нужен  рост энергоемкости валового продукта в  виде потерь топлива до 90 млрд. руб -   ни производителю энергии, ни потребителю энергии!

 

 

Рис № 1  Рост энергоемкости ВВП (ущерб) при спаде теплофикации  России

 

Схемы теплоснабжения

В городах и поселениях перестали  строиться   магистральные   тепловые сети.  С момента исчезновения  Госплана СССР   вновь принятый федеральный закон  190-ФЗ от 27 июля в какой-то степени позволит  устранить  правовой  беспредел  в организации и развитии систем теплоснабжения крупных городов и поселений. Одними из важнейших  статей закона  является статья №18 «Распределение тепловой нагрузки и управление спросами теплоснабжения»  и статья №23 «Организация развития систем теплоснабжения поселений, городских округов,   которыми   предусматривается   в качестве документа территориального планирования   применение «Схем теплоснабжения поселений, городских округов».    Именно в «Схеме теплоснабжения…» определяются экономические, технологические условия по строительству магистральных  тепловых сетей, по поставке тепловой энергии от различных источников энергии,  с обеспечением  минимального потребления  топлива для  тепловой и электрической энергии,   потребляемой  в  режиме комбинированного производства. Именно разработка «схем теплоснабжения городов, поселений»   позволит  создать экономические условия для внедрения известных и  новейших энергосберегающих технологий  таких как: теплофикация, тепловые насосы, сезонное аккумулирование тепловой энергии в грунте, солнечные нагревательные установки и т.д. и т.п.

В преддверии значительного роста цен  на газ на внутреннем рынке страны закон «О теплоснабжении»  позволяет: а) создать законодательные  условия  для формирования коллективного оптимума энергообеспечения в виде снижения энергоемкости валового внутреннего продукта, б) снижение размеров перекрестного субсидирования электроэнергетики за счет потребителей тепла, с) создание условий для внедрения новейших энергосберегающих технологий:

а)  перевод ТЭЦ в базовый режим работы (50% мощности, вырабатывают   не меньше 80%  энергии с топливной составляющей в три раза ниже котельных), а котельных в пиковый режим работы (50 % мощности, вырабатывают не больше 20% энергии), 

б)  внедрение низкотемпературного отопления

с)  внедрение абсорбционных и компрессионных тепловых насосов,

д)  внедрение грунтовых, сезонных  тепловых аккумуляторов, и т.д. и т.п.

 

Что дает  закон «О теплоснабжении»  для населения?

Сам по себе закон «О теплоснабжении» огромного эффекта  в 90 млрд. руб. сразу же   не принесет! Как разрушалась система теплоснабжения в течение 18 лет, так же и восстанавливаться в рыночных условиях  будет в течение десятилетий.  Закон  «О теплоснабжении»  необходимо дополнять, и он  должен  работать вместе с другими законами, которые также надо дополнять:   «Об энергосбережении»,  «О электроэнергетике», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»  и т.д.    Только устранив основы перекрестного субсидирования в электроэнергетике  и теплоэнергетике,  появится ниша для внедрения энергоресурсосберегающих технологий.   Нужно время для того, что бы  вернуть утраченные  позиции по теплофикации, по приведению цен  в соответствии с технологией производства и потребления энергии:  надо понимать,  что не для всех потребителей  будет реальное снижение  тарифов. Только те потребители, которые потребляют тепло отработанного пара от отборов  турбин   могут  иметь  реальное снижение топливной составляющей в 3-4 раза; а те потребители, которые снабжаются теплом только от котельных не  имеют оснований  на снижение тарифов. Не смотря на то, что  закон «о Теплоснабжении»  только что приняли, он имеет много недостатков, которые необходимо дополнительно вносить. Это следующие  предложения:

 

1.      Необходимо назвать закон «О теплоснабжении и теплофикации»

2.      Необходимо внести положения по выявлению  и устранения скрытого технологического перекрестного субсидирования при организации теплоснабжения  и электроснабжения от ТЭЦ, котельных    

3.      Внести раздел  по определению энергоемкости тепловой  энергии  в зависимости от технологии производства и потребления

4.      Разработать показатели:  коэффициент полезного использования топлива, удельная выработка на базе теплового потребления, потенциал энергосбережения при переходе на комбинированное производство и потребление

 

В прилагаемой  статье «Министерство Анергии» более подробно описываются проблемы связанные с внедрением закона «о теплоснабжении»

 

Главная