Главная 


Письмо мэру о проекте  «Схемы теплоснабжения г.Омска до 2025 г.»

Выборочный перечень замечаний и предложений 

Обращение к коллегам

 

 

Мэру города Омска

Двораковскому В.В.

от   аналитика-энергетики,

жителя г.Омска

Богданова А.Б.

 

О «Схеме теплоснабжения Омска до 2025г»

                                                                                                                                                      

Уважаемый Вячеслав Викторович!

В настоящее время идет обсуждение проекта «Схемы теплоснабжения г.Омска». По своему социально-экономическому и политическому значению «Схема теплоснабжения Омска»,  точно так же, как и известнейший план ГОЭЛРО,  может и должен стать фундаментальным документом, определяющим стратегию  перспективного развития города Омска и области не только до 2025года, но и дальше на 30-50 лет вперед.

Как ни парадоксально, но именно «холодный климат»  и население Омска, может и должны стать основой экономического  процветания города Омска и области. Именно население  миллионного города  создает все технологические и экономические предпосылки производства  уникальной теплофикационной электроэнергии на Омских ТЭЦ с эффективностью (78÷86%),  против закупаемой, оптовой электроэнергии ГРЭС (35÷39%) и даже самых современных парогазовых установок  ПГУ (52÷54%). 

Город Омск обеспечивается  теплом от 160 котельных  с суммарной  установленной мощностью 10200Гкал/час, в т.ч.:  от пяти источников  ТГК11 -5628Гкал/час (55% мощности  и 63% энергии);  от 24 котельных МП «Тепловая компания»  501Гкал/час (4,9% мощности, 5,1%энергии, 80%транспорта); и 132 ведомственных котельных 4070Гкал/час (39,9%мощности). (Схема теплоснабжения г.Омска раздел 3.1÷ 3.2 том 1 книга 1)

Однако, весь этот  огромный потенциал, находится в состоянии системного экономического кризиса. Подключенная нагрузка к тепловым сетям ТГК-11 составляет 2980Гкал/час (53% установленной мощности ТГК-11). Неиспользуемый потенциал тепловой мощности ТГК-11  2648Гкал/час, (47% установленной мощности ТГК-11)  (Схема теплоснабжения табл. 4.1) настолько огромен, что можно было бы и без строительства дополнительных источников тепла, удвоить подключенную  нагрузку тепловых потребителей еще на 10÷15лет вперед. Но без комбинированного  производства электроэнергии на базе тепловой нагрузки  города на это  ориентироваться нельзя.

 

Ед. изм.

ТГК-11

Тепловая компания

Ведомственные котельные

Всего  по Омску

Количество ТЭЦ и    котельных

шт.

5

24

Более 130

~160

Установленная мощность источников

 

Гкал/час

%↓↓

% Омска

5628

100%      (55,3%)

501 

100%         (4,9%)

4070

100%        (39,8%)

10184

100%       (100%)

Подключенная  нагрузка  потребителей

2980,9

53%      (66,8%)

285,4

57%         (6,4%)

1193,5

29,4%      (26,8%)

4459,8

 43,8%     (100%)

Неиспользованный  потенциал  источников

2647,1

47%      (46,2%)

215,6

 43%      (3,8%)

2861,5 

70,6%     (50%)

5724,2

56,2%     (100%)

 

Но, «как всегда» для реализации этого потенциала «чего то, не хватает», а именно:  а) катастрофически не хватает развития тепловых сетей, и б)  катастрофически не хватает надлежащего качества: производства, потребления  и транспорта  тепловой энергии, (смотри статью Кризис работы теплоэнергетической системы Омска  в журнале Энергосбережение и энергетика Омска  №4 2004г); и наконец, самое главное ­- с) нет инвестиционно привлекательных рыночных отношений в тарифной политике на энергию и мощность Омских ТЭЦ.

Потенциал реализации  «Схем теплоснабжения г.Омска  ..»  настолько огромен,  может заменить покупку Омской области неэффективной электроэнергии  с эффективностью  35%  на производство собственной   энергии  с эффективностью 78-84%  в количестве более  3÷4млрд кВтч!!  Именно холодный климат  Омска создает все технологические предпосылки для перевода   области из искусственно загнанного энергодефицитного региона  в энергоизбыточный регион! 

Так за период с 1990 по 2009 год  произошло падение собственного отпуска тепловой энергии  ТГК-11   в 1,9 раза с 21,4млн.Гкал/год в 1990году,  до 11,4млн.Гкал/год  в 2009г.  Только за  период с 2003÷2006г  от тепловых сетей АК «Омскэнерго»  произошло отключение   «живых»  потребителей более  чем на 562Гкал/час. И это же самое время по программе «газификация»  построено  более 15 низкоэффективных по энергоемкости  потребления энергии,  котельных «Октан». Каждая котельная, заменившая отработанное сбросное тепло паровых турбин от тепловых сетей АК «Омскэнерго»,   принесла   ущерб энергоемкости  региону до 75÷80% от годового расхода  топлива этой котельной. (смотри  «Ущерб от котельных Октан в Омске» в  журнале ЭнергоРынок №3 2009г)

Именно из-за  отключения тепловых потребителей  за период 1990-2009г произошло падение  производства  собственной электроэнергии  в 1,85 раз с 9,95млрд. кВтч  до 5,3млрд. кВтч. И в тоже самое время произошел росте в 2 раза  сальдо-перетока  покупаемой электрической энергии Омском  от внешних энергосистем  с 1,8млрд.кВтч до ~3,5млрд. кВтч. (смотри статью Максимальная выработка электроэнергии на базе теплового потребления Омска  в журнале ЭнергоРынок №3 2009г) 

Технологический потенциал «Схемы теплоснабжения» по снижению энергоемкости при переходе от раздельного теплоснабжения и электроснабжение   на комбинированное обеспечение энергией   огромен, и оценочно равен: а) 75% от годового расхода топлива сожженного в котельных, б) 50% от топлива на энергию полученного оптового рынка, и с) примерно 20%÷30% от топлива Омских ТЭЦ. В целом для Омской энергетики  потенциал сокращения энергоемкости валового регионального продукта (ВРП) от дальнейшего развития теплофикации составляет  до 2730 тыс.тут/год  или 43% от годового  расхода топлива на электрическую и тепловую энергию города и области - 6348тыс.т.у.т/год. (смотри строку 3,6 таблицы 2 «Синергия  снижения энергоемкости за счет развития теплофикации г. Омска» Журнал Энергорынок №2 2008г ). Вот где, настоящая   экономика энергетики города,  региона, а не примитивные программки повального перехода на  энергосберегающие  лампочки!

Беда Омской (российской) энергетики заключается в бездарной, глубоко монополизированной тарифной политике в виде перекрестного  субсидирования топливом федеральной электроэнергетики за счет региональной теплоэнергетики, абсолютно не отвечающей технологии производства тепловой и электрической энергии на ТЭЦ.  Именно отсутствие инвестиционно  привлекательной рыночной,  антимонопольной тарифной политики  города на комбинированную энергию Омских ТЭЦ,   является главной причиной   вытеснения   собственного производства  тепловой энергии на тех же генерирующих мощностях АК «Омскэнерго».  

Предлагаемая к утверждению «Схема теплоснабжения города Омска до 2025г» – это важнейший  основополагающий документ  определяющий  основу энергетической  политики перспективного  развития не только теплоэнергетики  и электроэнергетики города  Омска, но и в целом экономики города Омска и Омской области.  «Схема теплоснабжения ..»  должна жить, работать и приносить экономический эффект для города, а не лежать формальным и  отчетом как это  было со всеми  предыдущими  схемами, с которыми мне приходилось  практически  работать (~1980г Алма Ата, 2002г Омск).

Главная причина того, обсуждаемая «Схема теплоснабжения г. Омска до 2025г» сразу же становят мертворожденной в том, что она реально нужна только для формального отчета. По сути сложившихся практики  политических и экономических отношений  в вопросе снижения энергоемкости «достаточно видимости, результат не обязателен». Работа идет, «схема» есть.

 

Что сделано в «Схеме теплоснабжения Омска»

Это достаточно трудоемкая и кропотливая работа по сбору исходных данных (примерно 70-75% всех затрат) без которой, нельзя сделать выводы, и эту часть работ можно принимать за основу для дальнейшего анализа.  

 

Что не сделано в «Схеме теплоснабжения Омска»

В существующей редакции «Схема теплоснабжения» совершенно нет анализа вопросов экономики энергетики крупного города. «Схема теплоснабжения»   искусственно отделена от «Схемы электроснабжения..» и не отвечает федеральным законам: 

  1. ФЗ-190 «О теплоснабжению» так как, численно не определен технологический потенциал «Схемы теплоснабжения» от развития теплофикации в вопросах определения объемов  выработки электроэнергии на базе теплового  потребления. «Схема теплоснабжения Омска»  не показывает огромные резервы; а) по выдерживанию проектных гидравлических и  температурных графиков 150/70°С как источниками, так и потребителями,  б) по переключению, всех котельных города Омска  к  использованию сбросного тепла турбин. с) по качеству работы  теплоэнергетической системы теплоснабжения города  и т.д.

 

  1. ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» так как нет расчетов абсолютной энергоемкости теплоснабжения Омска в тоннах условного топлива (т.у.т.) и снижения относительной энергоемкости  на 2009, 2015, 2020,2025годы. К сожалению, этот недостаток вызван  не сколько нежеланием проектной организации разработать эти показатели, сколько разобщенностью и формализмом существующей  нормативной базы. Закон «О теплоснабжении» сам по себе, закон «Об энергосбережении» и «Схеме теплоснабжении..»  о нем ни слова.   

 

  1. В «Схеме теплоснабжения...» нет рекомендаций и оснований для формирования регулирующими органами (ФСТ, РЭК) инвестиционно привлекательной, энергосберегающей  тарифной политикой  на тепловую энергию  произведенной в теплофикационном цикле  Омских ТЭЦ.

 

  1. В «Схеме теплоснабжения ..»  нет численных значений эффективности,  нет места для технологий топливосбережения таких как: традиционные ТЭЦ, мини ТЭЦ, последовательное включение ТЭЦ в базе и котельных в пике, так и новейшие нетрадиционные технологии:  низкотемпературное отопление, тепловые насосы, тепловые аккумуляторы, солнечные нагреватели и т.д.

 

  1. Предлагаемые к рассмотрению две ГТУ-ТЭЦ  в Кировском округе,  3*25мВт 540Гкал/час и 4*16мВт  400Гкал/час с низкими  параметрами газа и с водогрейными котлами,  если и допустимы для реконструкции существующих котельных города Омска, но совершенно недопустимы для  перспективного строительства,  где потеря энергоемкости ГТУ ТЭЦ для города Омска  составит до 30÷50% против ПГУ с высоким давлением газа и высоким параметрами пароводяного цикла.

 

  1. Почти ничего не сказано о значительном снижении энергоемкости «Схемы теплоснабжения» и возможности расконсервирования 362мВт электрических мощностей на Омской ТЭЦ-4 за счет   передачи «замороженной» базовой мощности  800Гкал/час с ТЭЦ-4 на Кировскую котельную,  работающей в пиковой части графика.

 

Что же надо для разработки и  реализации  потенциала «Схемы теплоснабжения …»

  1. Понимания заказчиком  назначение и потенциал «Схемы теплоснабжения».  Город, как главный заказчик «Схемы теплоснабжения …» должен квалифицированно формировать «Техническое задание на Схему теплоснабжения»,  а не надеяться на формальные ТЗ которое готовит исполнитель. Как говорится «чего заказывали, то и получите!»

 

  1. Мэром  и законодательным собранием города должен  быть определен  статус «Схемы  теплоснабжения..»  как базового документа,  на уровне перспективного плана   развития энергетики города и региона (по аналогии с Генпланом развития города, планом развития ГОЭЛРО)

 

  1. Мэр должен назначить лицо ответственное за качество энергоемкости потребляемой энергии жителями и предприятиями Омска и за повседневный анализ,  контроль качества и сопровождение, «Схемы теплоснабжения..», «Схем электроснабжения…», «Схем топливоснабжения..»,  и т.д.  По аналогии  с должностью Главного архитектора города, должен быть  назначен Главный аналитик-регулятор энергоемкости (подчеркиваю именно энергоемкости, а не энергоэффективности так как различие в понятиях составляет до 3÷30раз) города Омска, отвечающий  за анализ и ведение энергосберегающей энергетической  и тарифной  политики в городе Омске. По своему статусу «Главный аналитик-регулятор энергоемкости» должен быть на уровне заместителя Мэра города и должен быть включен в состав рабочих комиссий  формирующих основу энергоемкости города: Минэкономики области, ФСТ, РЭКа, городской архитектуры, ОАО ТГК-11, ОАО «Омскэнерго»,  крупных энергетических предприятий и т.д.   

 

  1. Для того, что бы «Схема теплоснабжения….»  была инвестиционно привлекательна,  самостоятельно внедрялась  без всяких бюрократических  надстроек,  без  скрытого и явного  перекрестного субсидирования должна быть разработан и внедрен новый тип договора энергоснабжения: «Договор на комплиментарную (комбинированную) энергию»  произведенную высокоэкономичном цикле, без сброса отработанного тепла в окружающую среду.

 

  1. Направить Минэкономразвития, в Минэнерго РФ, Минрегионразвития  «Предложения  по  разработке «Схем теплоснабжения  городов и поселений»»  (смотри письмо Богданова  в Минэнерго РФ   « о разработке Схем теплоснабжения городов и поселений»). 

 

  1. Обратится в законодательные и исполнительные органы федерального уровня  с инициативными предложениями по устранению  14 глубинных причин  высокой энергоемкости российской энергетики. (смотри доклад  Богданова  на XXIX Конференции г. Москва) 

 

В связи с выше изложенным, выхожу  к  Вам с предложением:

  1. Поддержать предложение Министра энергетики РФ  А.В.Новака  премьер министру Д.А.Медведеву,  о необходимости создания новой модели рынка устраняющей основы перекрестного  субсидирования. Выйти с предложением о  создании на территории города Омска и области  альтернативного оптовому рынку – нового, высокоэффективного (78÷86%) рынка комплиментарной (комбинированной) энергии,  автоматически устраняющего основы перекрестного субсидирования в энергетике (см. доклад  от 27сентября 2012г А.В.Новака  Д.А.Медведеву)

 

  1. Дополнить ТЗ на «Схему теплоснабжения г.Омска до 2025г» заданием на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) «Договора на комплиментарную (комбинированную) энергию» полученного на базе теплового потребления отработанного тепла Омских ТЭЦ согласованного с ФСТ и РЭК.

 

  1. Учесть  в «Схеме теплоснабжения» вышеуказанные предложения «Что не сделано» - 6 предложений   и «Что надо участь»- 6 предложений.

 

 

Приложения:

  1. Потенциал снижения энергоемкости  и потенциал обеспечения собственной электроэнергией  за счет развития теплофикации г. Омска 
  2. Письмо Богданова А.Б  в Минэнерго РФ      ПГ-2963  от 10 августа 2012г  « о разработке Схем теплоснабжения городов и поселений»  - 7 стр.
  3. Доклад министра энергетики РФ А.В.Новака  премьер министру Д.А.Медведеву  - 1 стр.
  4. Статья 2006г  «Котельнизация России беда национального масштаба» Ущерб от котельных Октан в Омске    ЭнергоРынок  № 3  2009г  -9 стр.
  5. Статья 2008г  «Максимальная выработка электроэнергии на базе теплового потребления Омска»  из серии  «Котельнизация России беда национального масштаба»  журнал ЭнергоРынок  № 2 2008г  - 6 стр.
  6. Статья 2004г «Кризис работы теплоэнергетической системы города Омска»  -  Журнал «Энергосбережение  и энергетика  Омской области»  №4  2004  - 7 стр.

 

С уважением,

аналитик теплоэнергетики  России, житель Омска                                  А.Б.Богданов      

                                                                                                                      23 ноября 2012г  г.Омск                                                   

 

 

О себе: Богданов Александр Борисович -  39 лет в большой энергетике!

                                         644074  г.Омск  ул. Дмитриева 15 кв.89

                                         тел  дом  76 49 48      сотовый   (8) 923 681 53 33

                                        электронный адрес    exergybogd@mail.ru 

личный сайт http://exergy.narod.ru   за 15 лет более 100 статей по повышению эффективности работы ТЭЦ, крупных теплоэнергетических  систем, городов

 


 


Приложение 1   Потенциал снижения энергоемкости  и потенциал  обеспечения собственной электроэнергией  за счет развития теплофикации г.Омска

 

 

Ед.

изм.

Омская электрогенерирующая компания 2005г

Оптовый рынок ЭЭ

Котельные,

мини-ТЭЦ

ИТОГО Омск

ТЭЦ-2

ТЭЦ-3

ТЭЦ-4

ТЭЦ-5

КРК

ТЭЦ

 

Фактический отпуск тепла  за год   2009

Тыс. Гкал

881,7

3434

2002

3839

1274

11432

 

2819  ???

14251

1

Производство тепла  ТЭЦ и котельные

В том числе отработанным паром

Тыс. Гкал

Тыс.Гкал

%

1071

4329

4262

98.4%

3194

2980

93.3%

3945

3719

94.2%

1236

13776

10961

79.5%

-

5561

980

10%

19337

11941

61.5%

2

Выработка и потребление  электроэнергии

 в т.ч  по теплофикационному цикл Этф.

Тыс мВт.ч.

Тыс мВт.ч.

%

 

1585.6

1097.9

69.2%

1827.1

966.0

52.9%

2814.6

1965.0

69.8%

 

6227.3

4029.0

64.7%

3020

0.00

 

198

98

9445.3

4127

 

Фактический отпуск электроэнергии   за год   2009

В т.ч. по теплофикационному циклу 2009

Тыс мВт.ч.

Тыс мВт.ч

 

1146.9

1182.9

3020.8

 

5350.6

3774

 

 

 

 

  по конденсационному  циклу Эконд.

Тыс мВт.ч.

%

 

487.7

30.8%

861.1

47.1%

849.6

30.2%

 

2198.3

35.3%

3020

 

100

 

5318.3

3

Удельный расход  топлива  на  ЭЭ на  ТЭ*.

 

г.у.т/кВтч

кг.ут/Гкал

0.0

170.2

399.2

142.7

405.3

156.5

313.9

140.9

0.0

164.6

362.4

149.5

330

-

450.0

170.5

353.7

155.5

 

Удельный расход  топлива  на  ЭЭ на  ТЭ  2009г

кг.ут/Гкал

156,1

141

159.7

141.8

158.6

147.7

 

 

 

4

 Фактический   расход топлива за год   2005

Тыс. тут

182.3

1250.7

1240.4

1439.4

203.4

4316,2

996.6

1037.3

6348.1

 

    в.т.ч.  на  электроэнергию  2005

Тыс.тут

 

633.0

740.5

883.5

 

2257

996.6

89.1

3340.7

 

               на  тепловую энергию2005

Тыс.тут

182.3

617.7

499.9

555.9

203.4

2059.2

-

948.2

3007.4

 

Фактический   расход топлива за год   2009

Тыс. тут

 

 

 

 

 

3592,5

????

 

5077,94

 

    в.т.ч.  на  электроэнергию  2009

Тыс.тут

 

 

 

 

 

1904,0

????

 

 

 

               на  тепловую энергию2009

Тыс.тут

 

 

 

 

 

1688,5

 

1485,4

3174

5

Теоретический  расход топлива при  КПИТ=1.00

Тыс. тут

153.0

813.2

680.8

909.3

176.6

2732.9

371.0

818.8

3922.9

6

         Реальный   расход топлива при КПИТ = 0.85

Тыс. тут

180.0

956.7

800.9

1069.9

207.7

3215.2

436.5

963.2

4615.1

7

Коэффиц.  использования  топлива – КПИТфакт

%

83.9%

65.0%

54.9%

63.2%

86.8%

63.3%

37.2%

78.9%

61.8%

8

Синергия топливосбережения по  Омску.  Внутрисистемный потенциал  экономии топлива B= 75% от Вкот,   при КПИТтэц=85%

Тыс.тут

 

%

136.7

 

75%

294

 

23.5%

439.5

 

35.4%

369.5

 

25.7%

152.6

 

75.0%

1392,3

 

32.3%

560.1

 

56.2%

778.0

 

75%

2730.4

 

43.0%

9

Выработка ЭЭ на тепловом  потреблении   (турбины) 

мВт/ Гкал

 

0.25

0.324

0.528

 

0.367

 

0.1

0.346

 

·         в целом по ТЭЦ, по городу.  

мВт /Гкал

 

0.25

0.302

0.498

 

0.29

 

0.017

0.213

11

Потенциал города Омска по обеспечению ЭЭ   на  базе теплофикации  (Wбаза = 0.8мВт/Гкал)

 

Тыс. мВт. ч.

 

857

 

3463

 

2555

 

3156

 

989

 

11020

 

 

4449

 

15469

12

Расход топлива  при теоретический  КПИТ=1

                       Реально достижимый    КПИТ=0.85           

Тыс. тут

258.3

1043.9

770.2

951.3

298.5

3322.0

 

1341.0

4663.0

Тыс. тут

303.8

1228.1

906.1

1119.2

350.7

3908.2

 

1577.6

5485.9

13

Расход топлива на раздельное производство ЭЭ на  ГРЭС  и ТЭ на котельных.

Тыс. тут

450.2

1819.9

1342.8

1658.5

519.6

5791.4

 

2337..8

8129.3

14

 Внесистемный потенциал  экономии топлива,  на базе теплового потребления  города Омска

Тыс.тут

146.4

591.8

436.6

539.3

169.0

1883.2

 

760.2

2643.4

%

48.2%

48.2%

48.2%

48.2%

48.2%

48.2%

 

48.2%

48.2%

 

 Выборочный перечень замечаний и предложений 

по «Схеме теплоснабжения г. Омска на период до 2025г

Ответ на обращение 

от Администрации г.Омска

 

 Обращение к коллегам


Главная